vadim_i_z: (Default)
vadim_i_z ([personal profile] vadim_i_z) wrote2011-08-21 11:57 am

Откуда пошел сюжет баллады Стивенсона "Вересковый мед"

     Это средневековое предание. Называется – "Последний из пиктов".  Его рассказывали в графстве Галлоуэй, на юго-западе Шотландии, где, согласно традиции, загадочный народ пиктов перестал существовать.

     Давным-давно был в этой стране народ, называемый пиктами. Были они людьми совсем крошечными, с красными волосами, длинными руками, а ступнями такими широкими, что, когда шел дождь, они могли задрать их поверх голов, и тогда они служили им как зонтики.
     Пикты были великие строители, они построили все древние крепости в стране, а знаешь, как они их строили? Я тебе расскажу. Все они становились в ряд от каменоломни до места, где строили, и всяк передавал камни вперед своему соседу, покуда не достраивали все.
     Еще пикты были великим народом из-за эля, который они варили из вереска: так, знаешь ли, получался необычайно доступный напиток, ибо вереска, я ручаюсь, было тогда так же много, как и сейчас...

Полный текст здесь

Мне почему-то кажется, что подобную историю рассказывал и кто-то из античных авторов. Знатоки, это так или я заблуждаюсь?

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com 2011-08-21 10:17 am (UTC)(link)
Так из одного и того же диалога воспоследовало: http://kototuj.livejournal.com/1393253.html?thread=17356645#t17356645

[identity profile] fregimus.livejournal.com 2011-08-21 11:17 am (UTC)(link)
Вот очень интересный разбор легенды. Оказывается, у шотландцев она сказывается о пиктах, а у ирландцев о викингах: http://zythophile.wordpress.com/2008/07/23/heather-ale-scots-or-irish/

Классики не припоминаю.

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com 2011-08-21 11:44 am (UTC)(link)
Спасибо, посмотрю.

[identity profile] fregimus.livejournal.com 2011-08-21 11:50 am (UTC)(link)
Ах, ну вот же: в «Нибелунгах» легенда о Гуннаре и Хогни: Атли пытает их, где сокровище; Гуннар обещает выдать секрет, если Хогни будет убит, потому что он опасается его мести; Хогни убит, Гуннар отказывается. Но античного сюжета не могу припомнить/отыскать.

[identity profile] fregimus.livejournal.com 2011-08-21 12:00 pm (UTC)(link)
Исландская версия истории золота: http://www.sequentia.org/programs/program07-05.html

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com 2011-08-21 12:03 pm (UTC)(link)
Да, но это все, грубо говоря, один регион. А у меня вот античные глюки в голове сидят.

[identity profile] dimrub.livejournal.com 2011-08-21 04:39 pm (UTC)(link)
По духу очень похоже на какого-нибудь Тита Ливия (навроде истории Муция), но конкретно у него такой истории вроде бы нет.

[identity profile] krupelega.livejournal.com 2011-08-21 01:18 pm (UTC)(link)
Когда-то я знала наизусть (в детстве)шотландскую балладу о вересковом мёде в переводе Маршака.
Помню из неё кусочки и концовку..

Правду сказал я, шотландцы, от сына я ждал беды,
не верю я в стойкость юных, не бреющих бороды.
А мне и огонь не страшен, пускай со мной умрёт,
моя святая тайна, мой вересковый мёд

[identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/ 2011-08-21 03:28 pm (UTC)(link)
Ну так это Стивенсон и есть

[identity profile] tarzanissimo.livejournal.com 2011-08-21 04:30 pm (UTC)(link)
А вотК.М.Симонов, языков нен ведавший, взял сюжет у Маршака. перетащил действие в испанскую войну 1937 года и опудликоввал СВОЮ
балладу названную "рассказ о спрятанном оружии", после чего Маршвк, хотя и сам был слегка хищник, с К.м не разговартывал до конца своего!!!!!

[identity profile] yms.livejournal.com 2011-08-21 08:48 pm (UTC)(link)
э-э... а это ничего, что стихотворение Симонова было написано в 1936 году, а перевод Маршака сделан в 1941?
(deleted comment)

[identity profile] tarzanissimo.livejournal.com 2011-08-22 11:24 am (UTC)(link)
извините за сбой Ком барахлит см даждее

[identity profile] tarzanissimo.livejournal.com 2011-08-22 11:23 am (UTC)(link)
д точно помню, что первый вариант "Мёда" С.Я. читал у нас дома на моём семилет

в сент 1937 года.

[identity profile] yms.livejournal.com 2011-08-22 11:54 am (UTC)(link)
ух ты! интересно.
в таком случае я меняю в википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Вересковый_мёд_(баллада)) "появился" на "был опубликован" :)

[identity profile] tarzanissimo.livejournal.com 2011-08-22 12:05 pm (UTC)(link)
Конечно, та и точнее и осторожнее: у меня же нет документального свиделельства. но С.Я был кузен моей мамы.

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com 2011-08-22 03:43 pm (UTC)(link)
Спасибо! Как всё это интересно...
alon_68: (Default)

[personal profile] alon_68 2011-08-24 04:36 pm (UTC)(link)
Баллада Маршака сильно проигрывает в оригинале :)

[identity profile] seta12.livejournal.com 2011-08-22 05:34 am (UTC)(link)
А мне сразу вот это вспомнилось:
"Действительно, как прекрасен был Сциапод, как невинен и скромен был он,
лежащий на спине! Его единственная нога с огромною подошвой обращена была
прямо к солнцу, и, как зонтом, он прикрывался ею от палящих лучей
раскаленного светила."
(Ю. Коваль, "Суер-Выер")

[identity profile] vinsenty.livejournal.com 2014-04-18 02:57 pm (UTC)(link)
В "Баудолино" исхиаподы аналогично описываются. Так что да, античные корни явно были.